Муравьёва Ольга Викторовна

Год рождения: 1972

Образование (учебное заведение, год окончания, специальность, квалификация): Горьковское областное культурно–просветительное училище, 1991г. Организатор КПР, руководство оркестром народных инструментов.

Имеющаяся категория: первая квалификационная 2010г.

Заявленная категория: первая квалификационная

Общий стаж работы 24 года, стаж педагогической работы 24 года

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игры, развивающие музыкальное творчество детей

Уважаемые родители!

 Общеизвестно, что у человека врожденных музыкальных способностей не бывает - они развиваются в процессе слушания музыки. Ученые предполагают, что решающим в этом обучающем процессе являются первые пять лет жизни ребенка.

 Позднее обучение звуковой дифферентации будет затруднительным, и ребенку будет намного труднее распознавать звуки по высоте и по тону. Таким образом, именно в этот период имеет смысл вооружать ребенка музыкальными знаниями, которые пригодятся ему в дальнейшем.

 Один из лучших музыкальных инструментов для формирования музыкальных способностей - ксилофон. Постарайтесь остановить свой выбор на инструменте с деревянными пластинами. Качество звучания очень важно, так как любая фальшивая нота или аккорд мешают музыкальному развитию ребенка.

 1. Ребенок сидит рядом и внимательно наблюдает, как медленно и отчетливо взрослый ударяет по пластинке ксилофона. Попросите малыша показать пластинку, по которой вы только что ударили. Если это окажется трудным для него, попробуйте снять большинство пластинок ксилофона, оставив несколько. Лучше всего начать обучение со средней «си».

 2. Теперь ударьте по пластинке, звук которой выше, и проверьте, сможет ли ребенок ее вам указать. Спросите его, одинаково ли звучали нотки. Чтобы помочь ему, проиграйте их еще раз, но не более четырех раз подряд.

 3. Когда малыш научится различать звуки по высоте, настанет черед для музыкального стана. Для образности можно смастерить лесенку со ступеньками. Они должны быть достаточно большими, чтобы поместился игрушечный медвежонок или любая другая игрушка ребенка. Для этой цели можно также использовать обычную лесенку или ступеньки. Пусть ребенок перемещает медвежонка, начиная с нижней ступеньки, проходя поочередно через все. На каждую ступеньку приходится одна нотка. Одновременно с передвижением игрушки вы начинаете играть с нижней нотки, не пропуская ни одной, доходите до самой верхней. Повторите эту забаву вместе с ребенком несколько раз. Затем используйте этот прием в новой игре, но начиная уже с верхней нотки и постепенно спускаясь вниз. И, наконец, попробуйте перепрыгивать с медвежонком с верхней на среднюю и наоборот.

 4. Самое сложное задание для ребенка - найти для медвежонка ту ступеньку, которая бы соответствовала звуку пластинки, по которой вы ударяете. Это достаточно трудное задание, даже если ребенок видит, по какой именно пластинке вы ударили. Можно облегчить это задание для ребенка, предварительно разрисовав соответственно ступеньки и планочки в разные цвета или расклеив картинки на них. Чередуйтесь с малышом в выполнении этих заданий. Дополнительно можно пропевать нотки. Наряду с умением различать звуки по высоте, важно научить ребенка различать качество звучания.

 Здесь может пригодиться ксилофон. Вам нужно лишь изготовить несколько молоточков из различных материалов — дерева, пробки, резинки, металла и т.д. С их помощью, меняясь ролями с ребенком, вы можете угадывать, какой именно молоточек ударил только что по пластинке ксилофона.

Играем дома 

 1. «Пузырь» (5-6 лет). Это развлечение трудно назвать музыкальным, но оно вполне подойдет для этой цели. Наполните водой большое ведро. Пусть ребенок попробует гудеть, опустив в него соломинку. Еще лучше, если вы дадите ему резиновый шланг или пластиковую трубку и позволите заниматься этим во время купания в ванне.

 2. «Бумага и расческа». Это старинное развлечение, но большинство детей любят его и сегодня. Не забывайте, что ребенок должен гудеть, а не дуть.

 3. «Бумажный тамбурин» (бубен). Пробейте гвоздиком дырочки в пробках от пивных бутылок. Пусть ребенок свяжет их попарно и закрепит по окружности бумажной тарелки.

 Ценность перечисленных игр заключается в слуховом различии звуков и мускульном контроле.

 4. «Музыкальные банки». Даже взрослые получают удовольствие от помешивания ложкой в стакане воды, от получаемого музыкального эффекта. Маленьким детям нравится это вдвойне. Во-первых, они в восторге от производимого шума, во-вторых, от чувства первооткрывателя этого явления. Но если вы предложите ребенку 10-12 одинаковых бутылок, поставленных вряд (бутылок из под молока или банок из под варенья), и несколько разных барабанных палочек и кувшин с водой, у него будет возможность для собственных систематических экспериментов, меняя при этом уровень воды в бутылках. Если при этом немного покрасить жидкость вареньем или соком, то будет еще интереснее! Развлекаясь, ребенок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполненностью бутылки.

Играйте с детьми и это доставит  радость не только детям, но и вам!

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.

Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т.д.)

 Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.

 Учите детей ориентироваться в ритме.

  Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.

Предлагаем вам стихи-песенки, которые помогут развить у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.

ДОЖДИК

Кап-кап, тук-тук,

Дождик по дорожке!

Выбежали дети,

Ловят капли эти,

Выставив ладошки.

 Голос ребенка – самый доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет.

 Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать сюжетные игры. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

 Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленному дыханию, укреплению голосового аппарата.

 В процессе обучению пению особенно активно развиваются основные музыкальные особенности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувства ритма. К.Д. Ушинский отметил: «В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувства…»

  От правильного организованного обучения пению с раннего возраста в значительной мере зависит нравственно – эстетическое развитие человеческой личности.

 Родителям детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на то, какие песни слушает ваш малыш дома. Какой воспитательный характер несет слушаемая песня.

Пойте вместе с детьми и помните, какое воспитательное значение несет песня!!!

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

 Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе,чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон,  детская флейта. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

 Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.

 Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».

 Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.

 Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

 Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст. Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.

КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ

 Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех,которые хотят учить своих детей музыке. К музыкальной деятельности способны все дети и если умело ими руководить, они овладеют интонированием песен с некоторыми нюансами, ритмическими,музыкальными движениями, приучатся слушать музыку.

 Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, чтобы ребёнок систематически общался с музыкой. В детском саду есть для этого все  возможности: 2 раза в неделю, для каждой группы проводятся музыкальные занятия, вечера досуга, дни рождения, ежедневно, по утрам, гимнастика под музыку.

 Как видите, дети музыкой в саду заняты достаточно. Ребёнок 3-х лет, ещё не умеет слушать музыку, не может сохранить внимание долгое время,поэтому лучше слушать короткие песенки, пьесы с ярким музыкальным образом. Для детей этого возраста характерно выражать свои чувства в движении, игре. Исполняется «Колыбельная» и все дети качают куклу, зазвучала весёлая музыка и все дети начинают приплясывать.

 Чем дети становятся старше, тем у них больше музыкально-слуховой опыт, вырабатывается музыкальные представления, развивается логическое мышление. Научившись в движении слушать музыку, ребёнок начинает понимать настроение, переданное композитором. В подготовительной группе при прослушивании пьесы Чайковского «Болезнь куклы» дети очень тонко подмечают настроение.

 Музыка нужна детям не только на занятиях, но и в быту. Можно при обычной прогулке заметить, как шелестят листики, поют птицы и т.д.

 Музыкальное воспитание влияет на умственное развитие детей.

 КАК УСТРОИТЬ РЕБЁНКУ ПРАЗДНИК

 Любой праздник, который Вы создаете для ребенка, должен быть построен на игре. Именно с помощью игры малыш начинает осваивать жизненные процессы. Он улыбается склонившейся над ним бабушке, которая поет колыбельную, реагирует на бряцанье погремушек, хватает ручонками мамины волосы, которые тоже воспринимает как объект игры. Именно с помощью игры у ребенка расширяется кругозор.

 Очень важно, чтобы в подготовке к семейному празднику по возможности принимали участие все члены семьи. Таким образом, ребенок научится осознавать единство семьи. Обязательно найдите какую-нибудь несложную, но интересную работу для малыша.

 Очень часто семейные праздники ограничиваются празднованием Нового года, 8 марта и Дней рождения членов семьи. Маловато будет. Ребенку положительные эмоции необходимы гораздо чаще, чем 3-5 раз в году.

 Придумайте собственный праздник. Возможно, даже, у Вас уже существует какая-либо знаменательная дата, которой Вы просто не придавали значения. Почему бы, например, не отпраздновать день Зубной феи – день, когда у малыша выпадает первый молочный зуб? Обычно, ребенок чувствует дискомфорт в связи с этим. Но если обыграть это как сказочное событие,которое наверняка принесет ему удачу (в виде Ваших подарков, например) – он быстро забудет о неприятностях.

 Если Ваш ребенок чем-то увлекается (машинками, динозаврами и т.д.), придумайте праздник, связанный с таким увлечением. Например, пусть он пригласит друзей на ралли, которое Вы устроите в большой комнате квартиры или на спектакль о динозаврах, подготовленный Вашей семьей. После чего предложите детям угощения.

 В общем, все зависит только от Вашей фантазии. Дарите своим детям яркие впечатления. Делайте все для того, чтобы Вашему малышу было интересно. Организовать детский праздник не так уж сложно. Немного выдумки, терпения и искусства.

Ведь ничто так не греет душу, как улыбка Вашего ребенка. И самое главное –положительные эмоции. Хвалите своего ребенка как можно чаще!